Как устроена бразильская школа Lumiar, в которой нет учителей, уроков и классов.
В России почти ничего не знают об удивительной бразильской школе Lumiar, которую 14 лет назад основал Рикардо Семлер. Он решил создать школу с нуля. Вообще с нуля. Не обсуждать, как сделать лучше учителей, какие ввести новые предметы и что лучше делать, а чего не делать директору. А задавал себе вопрос: а нужен ли вообще учитель и зачем, а предметы? Может, ну их?
Он хотел сделать учебное заведение, в котором главным будет интерес учеников. Сначала появилась маленькая школа на 24 ребёнка. С ними работали интуитивно — играли, поддерживали интерес, включали в совместные игры и события. Потом стали пробовать работать с детьми постарше. Стало получаться, и возник вопрос, как эту интуицию превратить в инструмент. Так стала появляться «Мозаика» — учебная методика школы. Её разрабатывали несколько лет, параллельно пробуя на практике и корректируя.
Сначала на примере своих компаний он показал, что при правильной организации люди, включённые в совместную деятельность, могут прекрасно обходиться без начальников, самоорганизовываться и договариваться друг с другом, усовершенствовать способы работы и получать от этого удовлетворение. Именно этот тезис был доказан 30-летней практикой работы со взрослыми — сотрудниками его компаний. Затем, в 90-х годах, он решил, что пора доказать, что это предположение верно не только по отношению к взрослым, но и по отношению к детям.
Семь лет Рикардо Семлер занимался исследованием различных практик в мире — как работают разные школы, на каких основаниях они строятся, что получается, а что не получается.
В 2007 году Microsoft объявил программу инновационных школы мира «Innovative Schools Program», номинантами которой стали 12 школ из разных стран, а небольшая на тот момент школа Рикардо Семлера стала её победителем.
Очевидцы, которые приходили в школу в гости, отмечают, что главное впечатление — это дети. Живые, подвижные, открытые и весёлые.
Они не привыкли ходить гуськом и слушаться старших. Они привыкли участвовать в происходящем на равных, прилагать усилия для удовлетворения своих интересов, привыкли пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и снова пробовать. Они привыкли испытывать и познавать мир.
Главные принципы школы Lumiar
Школа должна быть организована так, чтобы её центром был интерес. Готовность к взрослой жизни определяется не оценкой в аттестате и количеством зазубренных правил, а способностью интересоваться разными сферами, пробовать себя в них, обустраивать свой интерес знаниями, навыками и встречами с теми людьми, которые в этой сфере что-то сделали.
Главное в школе — это сам школьник. Именно он решает, что ему учить и как
Взрослые могут помогать и советовать (а некоторые — и вдохновлять), но решать, чему учиться, а чему нет — неотъемлемое право ученика.
Осмысленное познание мира происходит через попытки что-то сделать, попробовать себя в чём-то. Поставить проблему, попробовать решить её, ошибиться, проанализировать ошибки и попробовать снова — базовый цикл, в котором происходит реальное познание мира.
Совместная работа проходит в небольших разновозрастных группах школьников, объединённых одним интересом. Центральные понятия школы: компетенция, попытка, проект, проблема, совместная работа, участие. В противовес привычным нам знаниям и предметам.
Почему в школе не нужен учитель.
Первое, что была вынуждена сделать команда Рикардо, — переосмыслить роль учителя и его необходимость присутствия в школе. Фактически они отказались от старого представления об учителе («тот, кто знает») и перешли к новой категоризации взрослых, которые задействованы в образовательном процессе.
Тьюторы (Tutors) — «тот, кто заботится о ребёнке». Тьюторы не учат. Принципиально. Рикардо говорит: «Пожалуйста, не надо тех крох знаний, которые вы имеете по сравнению с Google. Оставьте их себе. Не надо учить. Спасибо».
Тьютор — человек, который сопровождает школьников в их школьной жизни. Он же взаимодействует с родителями. Он в курсе, что у ребёнка происходит в семье. Он — участник важных моментов в жизни ребёнка: когда вспыхнул к чему-то интерес, когда возникла проблема и нужна помощь. Тьютор сопровождает учеников, отслеживает их движение (как индивидуально, так и в группах), помогает, когда это нужно и осмысленно. Главное, что делает тьютор для образовательного процесса, — следит за траекторией ученика и выделяет те темы, к которым возник интерес и на которых ученику можно и нужно сконцентрировать своё внимание на определённое время. Тьюторы находятся в школе full time. Что бы ни происходило в стенах школы — там есть тьюторы.
Мастера (Masters) — те, кто создают, ведут и координируют учебные проекты (learning projects), они же отслеживают, как развиваются компетенции и навыки учащихся в ходе этих проектов. Вообще-то, когда Рикардо запускал свою новую школу, в качестве мастеров он пригласил… городских пенсионеров. И сказал им — «учите детей тому, во что верите сами».
Два требования предъявлялось к мастерам: страсть к какому-то занятию (например, страсть к игре на скрипке) и способность передавать свой опыт.
Как устроена учёба
В Lumiar нет изучения предметов. Уроков тоже нет. Есть несколько образовательных форм, между которыми может двигаться ученик: учебные проекты, мастер-классы и другие групповые занятия (workshops), исследования, участие в управлении школой.
Учебный проект — это двухмесячный формат обучения. Под каждый проект набирается небольшая группа школьников разных возрастов. Проект курирует мастер. Он же регулирует сложность знаний, заданий, испытаний в рамках проекта (для шестилетки и 11-летнего ученика она будет отличаться). Школьники участвуют в том, как именно им двигаться в проекте: кто-то может посоветовать посмотреть интересный для проекта фильм, кто-то предложит мастер-класс, кто-то придумает новый поворот в изучаемой теме.
Ученик может заявить индивидуальный проект — такая опция также возможна. В этом случае он совместно с мастером и тьютором прорабатывает программу движения в проекте.
Для того, чтобы спланировать школьную жизнь между разными активностями (учебные проекты, воркшопы, мастер-классы), учитывается несколько моментов. Во-первых, интерес каждого ученика к той или и ной теме и его потребность чему-то научиться. Во-вторых, организация совместного обучения и наличие совместного пространства школы. В-третьих, точка зрения самих школьников: на чем нужно сосредоточить свои усилия, что находится в зоне интереса.
В планировании школьных мероприятий и событий школьники принимают активное участие. Например, они могут придумать специальное мероприятие и устроить его не только для своей проектной группы, но и для других школьников, которым это покажется интересным. Они же имеют право голоса в регулировании школьных мероприятий. Проектные группы школьников собираются вместе с мастером один раз в неделю и планируют свой график.
Примеры учебных проектов
«Построй себе велосипед» — в течение 45 дней ученики в группах проектируют и строят для себя велосипеды, параллельно изучая не только физические законы, но и осваивая математические формулы, инструментарий конструирования и моделирования и получают опыт работы с различными материалами.
«Свет и тени» — исследование природных явлений (день-ночь, рано-поздно, свет-тьма), исследование того, как ведёт себя свет и тьма, как можно управлять тенями и светом.
«Построение модели Южной Америки» — экспериментирование в моделировании пространства. Ученики не только получают разнообразные географические знания, но и учатся применять методологию пространственного проектирования.
«Toddler Meeting» — городской художественный проект для малышей и их семей. Организаторы проекта сделали большую открытую для горожан мастерскую, в которой дети вместе с друзьями и родителями могут экспериментировать с цветами и текстурами, параллельно получая опыт использования натуральных красок, изготовленных из органических продуктов без пестицидов.
«Дзен Кухня» — этот проект появился, поскольку одна из проектных групп начала проявлять интерес не только к кулинарии, но и к обучению методам «контроля над разумом». Тогда родился совместный проект — как сделать кулинарию практикой работы с настоящим. Школьники совместно с мастерами стали испытывать различные практики на кухне, параллельно изучая разнообразные особенности используемых ингредиентов и их влияния на разум и тело человека.
«Наш маленький завод» — в этом проекте школьники исследуют весь процесс производства шоколада и ферментации какао-бобов, получают и используют на практике знания о производстве, агрономии, химических процессах.
«Moleculove» — идея этого проекта в том, чтобы понять взаимосвязь между поведением человека, когда он проходит через разные стадии любви и страсти, и химическими веществами, которые продуцирует его тело. Мастера заметили, что химия вообще даётся школьникам (а это дети до 15 лет) довольно трудно, и решили соединить волнительную тему с химией. В качестве результата проекта группа создала художественную инсталляцию для научной ярмарки в виде целой комнаты, в которой соединялась наука с искусством. Адреналин там читал рэп, вазопрессин — хайкай, серотонин был рассказчиком, допамин приглашал поиграть в интерактивную игру, а периодическая таблица была сделана в виде анимированного видео.
Mosaic Curriculum — основа для организации образовательного процесса
Основа, которая обеспечивает организацию учебного процесса и ориентацию в нём, называется Mosaic Curriculum. Эту Мозаику тьюторы и мастера школы начали разрабатывать, когда она только открылась, а теперь совместно с Microsoft они хотят её полностью оцифровать и сделать доступной для других школ.
Мозаика — самый загадочный и интригующий пункт в организации школы Семлера. Очень хочется посмотреть, как она устроена. Но информации по ней крайне мало, возможно, Lumiar ждет, когда Microsoft полностью оцифрует её, и тогда уже будет публиковать. Расскажу, что удалось найти.
Мозаика решает, как соединить три главных для школы вещи:
обучение, построенное на компетентностном, а не на предметном подходе;
обучение, построенное на активных формах участия, проектах и решении проблем;
постоянный мониторинг реального прогресса каждого ученика и исследование его потенциала.
В основе Мозаики — специально сконструированная матрица компетенций (matrix of competence) и матрица содержания (matrix of content) — матрица тех знаний и информации, которые нужны школьникам. Вот тут-то математика, география, химия и всё остальное.
В основе первой матрицы лежат две категории компетенций:
«Четыре столпа образования» ЮНЕСКО: научиться познавать, научиться делать и действовать, научиться жить и научиться жить вместе.
«Множественные интеллектуальные способности» Гарднера: вербальные, логические, численные, пространственные, музыкальные, художественные, спортивные (кинестетические), межличностные, моральные и духовные компетенции.
Компетенции делятся на базовые и специализированные. Базовые компетенции — те, что требуются для жизни в целом в тот или иной исторический период. И специализированные компетенции — те, что требуются для конкретных жизненных проектов.
Формулировка «жизненный проект» (life project) — тактично и незаметно заменила весь блок, связанный с ответом на вопрос, к чему должно готовить образование. Не к профессии, специальности, труду и обороне — вовсе нет. Образование должно готовить людей к жизни — к тому, чтобы совместно вырабатывать решения проблем, осваивать новые области, ориентироваться в происходящем в мире, быть способным принимать решения и брать на себя ответственность за них. Звучит здраво, не правда ли?
Но вернемся к Мозаике. На основании матрицы компетенций и матрицы содержания формируется (и постоянно обновляется) банк проектов — набор учебных проектов, в которых могут принимать участие школьники. В каждом из проектов прописано, на развитие каких компетенций он направлен и какой набор содержательного контента он может в себя включать. Вся эта информация сейчас оцифровывается, чтобы мастерам было легко и удобно конструировать проекты. Раньше мастера и тьюторы делали это вручную, исписывая матрицами тонны ватманов.